Фриланс: сколько денег брать за работу?

Это самая популярная и самая больная тема для всех, кто ушёл в свободное плавание. За последнюю неделю около 10 человек спросили меня примерно одно и тоже: «А сколько стоит написать статью? А сколько брать за уроки игры на гитаре? А сколько брать за ведение соцсетей по тематике криптовалют?» И таких «а сколько» за год я услышал не меньше сотни. Меня это окончательно задолбало, поэтому я написал заметку.

Обычно есть несколько страхов и убеждений, которые останавливают фрилансера просить за свою работу столько, сколько он хочет. И все эти страхи и убеждения — тупиковые. Ниже о том, как от них избавиться.

Я не могу брать много денег: у меня мало опыта

Все начинали работать без опыта. Год назад у меня было всего 4 месяца работы в СММ, но я брал заказы, на ходу изучал таргетинг, в котором не особо разбирался. Затем начал писать тексты для компаний и сайтов. Ничего этого я не умел. Вернее, мне так казалось. И поэтому я ставил цены, такие же как одно СММ-агентство. Но потом я понял, что эти ребята косячат, а я нет. Я делаю работу качественно, я более гибкий, чем они. Значит я даю больше, чем они. И я повысил ценник.

Никто не платит вам за ваш опыт. Вам платят за то, чтобы вы эффективно и грамотно решали задачи и достигали целей.

Поэтому ставить низкую цену из-за отсутствия опыта — глупо. Есть такое понятие, как трудоёмкость. Оно измеримо. Сколько часов вы потратите на эту задачу? Сколько книг вам придётся прочитать, чтобы написать эту статью? Сколько ночей придётся не спать, чтобы успеть решить проблему заказчика к дедлайну? Оцените масштаб работы и ставьте цену. Со временем выработаете комфортную для вас почасовую оплату.

Я боюсь, что со мной никто не будет работать из-за высоких цен

Ещё одно заблуждение. Люди готовы заплатить не тому, кто поставит низкую цену, а тому, кто объяснит им, что он стоит желаемых денег. Например, Петя напишет текст о компании за 100₽, а Вася за 1000₽, а я напишу за 5000₽. Теперь смотрим в детали.

Что сделает Петя: скопирует текст с другого сайта и поменяет название компании, пришлёт текст в «Блокноте».
Что сделает Вася: посмотрит, как пишут текст другие, напишет похожий сам, проверит в «Главреде» и «Орфографе», пришлёт текст в Ворде.
Что сделаю я: встречусь или созвонюсь с заказчиком, задам ему вопросы о компании, о её клиентах и продуктах, узнаю о том, как работает их продукт, откопаю неявные преимущества продукта, узнаю, где разместят текст, напишу текст, согласую или оспорю правки, приведу аргументы, почему нельзя написать «как все», пришлю текст в Гугл-доке.

Предложите клиенту больше, чем другие. И просите больше, чем другие.

Все просят среднюю цену, я тоже работаю по ней

Средний показатель — это сумма всех показателей, поделённая на количество этих показателей. Высчитать реальную среднюю цену на какой-то продукт достаточно сложно. Мы не знаем, сколько всего на свете копирайтеров или дизайнеров и сколько каждый из них просит за свой труд. Поэтому ориентироваться на какую-то абстрактную среднюю цену, которую вам назвал заказчик — глупо.

Вы же не хотите быть как все и слиться с серой массой унылых копирайтеров, которые создают «продающие тексты»? Думаю, что не хотите, иначе бы не читали эту заметку. Так и не надо себя превращать «во всех». Оставайтесь собой и ставьте ту цену, за которую вам комфртно работать. А спрос найдётся.

На меня давят тем, что отдадут работу Пете

Все аргументы заказчика о том, что «в агентстве „Тысяча чертей“ мне сказали, что средняя цена за 1800 знаков — 10₽, поэтому мой текст они напишут за 25₽…», не более, чем попытка надавить на совесть. Не ведитесь на это. Вежливо настаивайте на том, что вам комфортно выполнить работу за 2000₽, а не за 25₽. Помните, что на фрилансе вы равны с заказчиком. Он не начальник. Он просит вас о возмездной помощи, а вы ему помогаете.

Никто никому ничего не должен.

Бывает так, что клиент начинает торговаться и просит вас скинуть цену. Не соглашайтесь сию минуту. Пусть клиент тоже чем-то пожертвует. Например, вы напишите текст, но клиент внесёт не более 15% правок от общего объёма текста.

Не позволяйте давить вам на совесть. Это бизнес, а не школа и не детский сад.

В случае, если всё-таки заказчик не уступает, уходите. Это не ваш заказ. Пусть Петя пишет этот текст за 25₽, вам-то это зачем?

Я не уверен, что справлюсь. Поэтому прошу мало, чтобы это выглядело оправданно

Заказчик не знает о вашей неуверенности. Низкая цена ему ничего не объясняет и не оправдывает. Это всё только для вас. Но и вам это не нужно. Если вы не уверены, что справитесь с задачей, откажитесь от работы. Да, вы потеряете какие-то деньги, но сохраните репутацию. Заказчик будет знать, что вы честный работник, и не просто хотите заработать денег, а переживаете за качество ваших услуг.

Так сколько всё-таки брать за работу на фрилансе?!

Столько, сколько вам хочется. Столько, сколько вам нравится. Готовы вести соцсети за 70 000₽ в месяц — ведите. Не хотите писать текст на 10 000 знаков за 2000₽ — не пишите. Всё просто. Создавайте продукты, которые будут служить клиентам долго и надёжно, дайте им больше, чем другие, учитывайте мелочи и детали, на которые забили другие. Тогда высокая цена будет оправдана.

Работа на фрилансе — это интеллектульный труд. Он не может стоить дёшево. Если бы я хотел получать 30 000₽ в месяц, то я бы сидел на кассе в «Монетке» и ни о чём не парился. Но никакой пользы от меня никому бы не было. Помогайте людям решить их проблемы и задачи. Они готовы платить за это.

И никогда не ставьте низкую цену. Скинуть можно всегда, а объяснить, почему вчерашний текст за 1000₽ сегодня стоит 10 000₽ — очень трудно.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное